Мероприятия
Делегация из архитекторов и проектировщиков из Томска посетила выставку SibBuild 2018
подробнее

15 декабря 2017 г. состоялось общее собрание Томской региональной организации Общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России»
подробнее

III ФОРУМ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ГОРОДОВ "ЭНЕРГИЯ УНИВЕРСИТЕТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА И РЕГИОНА"
подробнее

История

АРХИТЕКТОРЫ ТОМСКА ПРОШЛЫХ ВЕКОВ

Впервые должности архитекторов в провинциях России были введены по указу Екатерины II лишь в конце ХVIII века. Своим «учреждением о губерниях» 1775 года она разделила огромную страну на 50 губерний, для каждой из которых была назначена новая должность губернского архитектора. Томск в это время входил в состав Тобольского наместничества и им занимался губернский архитектор Тобольска. Также для проектно-строительных работ в Томск приглашались военные инженеры, геодезисты и землемеры, находившиеся на службе в сибирском крае.

В 1804 году образовывается Томская губерния, Томск становится губернским городом, в его штат вводится должность губернского архитектора. Первым губернским архитектором Томска был Михайло Малышев, приглашенный из Тобольска. После него работали выпускники Академии художеств Петр Раевский (который до Томска работал помощником у шотландца Чарльза Камерона в Царском селе), дворянин лютеранского вероисповедания Карл Турский, архитектор Алексей Арефьев (принятый в Академию художеств «по воле императрицы Марии Федоровны» сначала для «усовершенствования в живописи», а затем на архитектуру), а также ряд военных инженеров, среди которых наибольшую известность приобрел весьма деятельный инженер А.П. Деев.

В 1830-х годах в Томске (как и по всем губерниям в России) была образована губернская строительная комиссия. В ее штате были две архитектурные и две инженерные должности. Комиссия под разными названиями существовала вплоть до начала XX века.

Многие из архитектурных чиновников приезжали в Сибирь сразу после окончания столичных институтов, другие - после многолетней практики в российских городах. Кто-то стремился воплотить свои творческие замыслы в глухой провинции, кто-то рассчитывал на высокое жалование (за каждые 5 лет сибирской службы была установлена 25 процентная прибавка) и служебное благополучие, а кто-то просто бежал от столичной суеты или надеялся на быстрый рост карьеры после сибирской службы.

Кроме службы в комиссии, архитекторы приезжали в Томск на другие вакансии, которые открывали министерства и ведомства царской России. Одними из первых «своего» архитектора в Томске назначили Священный синод и Министерство финансов, затем, после образования Западно-Сибирского учебного округа (1885), и Министерство народного просвещения. В конце XIX века к ним добавляется Министерство путей сообщения, строившее Транссибирскую магистраль.
С 1830-х годов в архитекторе постоянно нуждается городское управление Томска. В Томской городской управе в начале XX века формируется целый штат архитектурно-инженерной службы во главе с городским архитектором. На замещение этой должности начали объявлять всероссийские конкурсы. Избранный Думой в 1911 году гражданский инженер Лука Князев из С-Петербурга конкурировал в Томске с десятью кандидатами, одним из которых был молодой выпускник Академии художеств Григорий Бархин - впоследствии ведущий советский зодчий.

Работали в Томске и те, кто попадал сюда «в приказном порядке». Одни, отбыв положенное, сразу возвращались обратно. Иные оставались. В виде «исправительной меры» работали здесь архитектор Георгий Летучий, отставной полковник, военный инженер Михаил Приоров. Предполагается, что частной практикой в ссылке мог заниматься декабрист Гавриил Батеньков, лишенный возможности «состоять в должностях».

В Российской империи архитекторов готовили несколько учебных заведений. Это, прежде всего, Академия художеств (С-Петербург), Московское училище живописи ваяния и зодчества и Институт гражданских инженеров (С-Петербург). Кроме этого архитекторов готовили в Рижском политехническом институте и, с начала ХХ века, в Томском технологическом институте. Выпускники почти всех архитектурных школ России были представлены в Томске.

Работали в Томске даже академики архитектуры. Архитектору Якову Набалову «за сочиненные проекты и произведенные постройки» в Томске и Красноярске в совете Академии художеств было присвоено звание академика. Другой академик архитектуры - Николай Шенфельд, прибыл в Томск уже с академическим званием и проработал здесь около 4 лет, вернувшись в С-Петербург. Архитектор Андрей Македонский пытался выполнить конкурсную академическую программу, но искомое звание академика не получил и, потерпев фиаско, отчаявшись, пишет прошение о переводе на службу в «восточный край».

Все архитекторы более или менее систематически занимались частной практикой, вели самостоятельную проектную работу в свободное от служебных обязанностей время. Заказчиком для них выступали средние и крупные землевладельцы, новая буржуазия, богатые купцы-застройщики, а нередко и целые общества.

Самый маститый на рубеже веков томский архитектор Константин Лыгин большую часть своих построек запроектировал частным образом. В начале XX столетия возникло много частных проектно-строительных фирм, контор, товариществ и др. Некоторые из них, такие как товарищество «Ц.Любинский и Э.Векер», например, составляли достаточно серьезную конкуренцию персональным проектировщикам, выполняя, кроме всего прочего, и железобетонные работы. В сферу частного заказа входили практически все типы зданий и сооружений, начиная от жилых и доходных домов и заканчивая промышленными постройками и культовыми зданиями.

Крупные архитектурные силы были сосредоточены на инженерно-строительном отделении Томского технологического института, которое было открыто в 1902 году. В 1906 году декан отделения А.Э. Сабек и преподаватель института молодой архитектор А.Д. Крячков выступили перед руководством института с предложением об организации на инженерно-строительном отделении ТТИ архитектурной специальности. Предложение было поддержано в министерстве, и в 1909 г. на факультете было открыто подотделение, которое должно было готовить архитекторов или, как их тогда называли, - гражданских инженеров. В итоге на инженерно-строительном отделении готовили специалистов по пяти направлениям: мосты, сухопутные пути сообщения, водные пути сообщения, коммунальное хозяйство, архитектура. Все они получали дипломы со специальностью «инженер-строитель».

К работе на факультете руководством института были привлечены практически все ведущие инженеры, архитекторы и художники Томска, приглашались специалисты из других университетов и городов. Так, преподавание дисциплин на факультете вели инженер-технолог М.Н. Кошурников, инженер-строитель П.А. Миняев (кафедра строительного искусства), инженер путей сообщения Я.И. Николин (кафедра санитарной техники), инженер путей сообщения П.А. Микулин (кафедра портовых сооружений). Черчение преподавал инженер-технолог Н.В. Гутовский, архитектурное проектирование - архитектор, классный художник I степени К.К. Лыгин, архитекторы-художники П.Ф. Федоровский, В.Ф. Оржешко, гражданские инженеры Ф.Ф. Гут, А.Д. Крячков, К.А. Заранек, Б.К. Постников и В.М. Сухоровский, рисование - классный художник 3.А. Рокачевский, художник В.М. Мизеров. Большинство из них закончили высшие художественные и инженерные школы С-Петербурга, Москвы, Киева и др. российских вузов.

К 1930 г. в Томске на инженерно-строительном факультете было подготовлено 84 архитектора, а сама архитектурная специальность имела престижное значение и занимала приоритетное положение на факультете.

По материалам В.Г. Залесова, Т.Н. Манониной

 

 
 
 
   
 
ТРО ООО СА России (с) 2008   Разработка и техническая поддержка веб-студия “R70”. Тел: 599-669