Оржешко

ВИКЕНТИЙ ФЛОРЕНТИНОВИЧ ОРЖЕШКО

 Отец известного томского зодчего Викентия Оржешко в Томскую губернию в свое время был «сослан на житье». Флорентин Феликсович был поляком, родом из Гродненской губернии, дворянин, окончил императорскую С-Петербургскую медико-хирургическую академию. Его сын Викентий был рожден в 1876 году от второго брака: в 1872 году Флорентин Оржешко женился на Л.Д. Поцалоевской.

Викентий Оржешко постигал науки в Томском Алексеевском реальном училище, где самым любимым его предметом было рисование. В 1895 году он поступает в Академию Художеств по архитектурному отделению (в то время высшее художественное училище при Академии) в мастерскую к знаменитому профессору архитектуры Л.Н. Бенуа. В октябре 1902 года Оржешко получает диплом и звание «художника-архитектора». И в тот же год возвращается на родину — в Томск, где приступает к частной практике и преподает в технологическом институте.

Первые его крупные томские постройки, выполненные по собственным чертежам и проектам, — часовня-памятник на могиле старца Федора Кузьмина при Алексеевском монастыре (1903 г., восстановлена в 2001 г.), каменная трехэтажная типография «Сибирского товарищества печатного дела» на углу Дворянской улицы и Ямского переулка (1906-1908). В 1904 он составляет проект «деревянного костела во имя Св. Николая в селе Бароковском, Томской губернии», который, по-видимому, не был построен.

Вместе с Т.Л. Фишелем Оржешко приступает к строительству богадельни на Солдатской улице (Красноармейская, 15). Собственно, это была пристройка на 40 кроватей к существующей женской богадельни имени Калинина-Шушляева. Поскольку сделать ее по расчетам городского архитектора Фишеля оказалось выгоднее, нежели ремонтировать старое здание, пришли к такому варианту. Существовала богадельня на процент с 30-тысячного капитала братьев Королевых.
Как преподаватель Томского технологического института в 1907 году вместе с А.Д. Крячковым молодой архитектор был командирован за границу — Германия, Франция, Италия. Поездка была не особенно длительной, однако впечатляющей и профессионально полезной. Архитекторы не только познакомились с памятниками архитектуры, но и познакомились с современными проектами и постройками.

В эти годы, опять-таки вместе с Крячковым, с которым, видимо, установились особенно дружеские отношения, Оржешко принимает участие в нескольких престижных архитектурных конкурсах. 3а совместный проект петербургского военно-исторического музея они получают 4-ю премию и 500 рублей. Третью премию ему вручают на московском конкурсе за проект Ярославского городского театра, вместе с Крячковым он проектирует в Томске макушинский Дом науки (вторая премия). И высшую награду завоевывает на конкурсе фасадов здания управления Омской железной дороги (вторая премия досталась Крячкову).

В 1911 с апреля по июнь исполнял обязанности городского архитектора, составив проект на постройку в городском саду павильона с террасой, эскизный проект Мухинобугорского училища им. Л.Н. Толстого (позже проект доработан Л.С. Князевым, строительство 1911-1913).

В 1911 году архитектор выстроил особняк М.Д. Михайловского — один из красивейших памятников томского деревянного зодчества (ул. Белинского, 23). Предположительно, что «дом с драконами» (особняк И.А. Быстржицкого, ул. Красноармейская, 68) и похожее на него здание нотариальной конторы (доходный дом В.И. Василькова, ул. Кузнецова, 17) также являются произведениями талантливого зодчего. Наиболее ценное из неосуществленных проектов: проект государственного банка и биржи труда.

Оржешко состоял членом комитета по благоустройству Томска, был гласным городской Думы. Почти десять лет, до 1914 года, он преподавал в технологическом институте. О последних годах его жизни сведений, к сожалению, не сохранилось.

По материалам В.Г. Залесова, Т.Н. Манониной